Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Вопросы и ответы

Наиболее часто задающиеся вопросы гражданами, по которым возникают те или иные трудности, сложности в получении документов, в понимании установленных в законодательстве требований.

Отдел загса Пинского горисполкома поможет разобраться в этих сложных вопросах!

Вопрос (январь 2019): Сын (гражданин Республики Беларусь) проживает в Российской Федерации. Желает жениться на гражданке этой страны, брак будет заключаться в Российской Федерации. Потребовали предоставить документ о том , что он не состоит в зарегистрированном браке на территории Республики Беларусь. Как получить данный документ и где?

Ответ: Документом, подтверждающим отсутствие записи акта о заключении брака, является справка, которая так и называется – Справка об отсутствии записи акта о заключении брака. Справка выдается органами загса Республики Беларусь по месту постоянного жительства гражданина (место жительства подтверждается штампом о регистрации в паспорте гражданина). Данный документ выдается для предоставления в компетентные органы иностранных государств для заключения брака.

Если сын зарегистрирован по месту жительства в г.Пинске, он должен обратиться в отдел загса Пинского горисполкома ( г.Пинск, ул.Ленина, д.44) и лично получить данный документ. Отдел загса проводит проверку наличия или отсутствия записи акта о заключении брака. Проверка проводится за период, начиная с возраста 15 лет заявителя и по день выдачи справки, если гражданин зарегистрирован по месту жительства с данного периода времени и не состоял в браке. Если гражданин состоял в браке- с момента прекращения предыдущего брака.

Такую справку может получить и другое лицо ( например, родители), однако на ее получение представитель должен быть уполномочен. Полномочия подтверждаются доверенностью, которая должна быть нотариально оформлена. Доверенность может быть оформлена и у нотариуса в Российской Федерации.

Срок проверки и выдачи справки - 15 дней. Как правило, справка выдается отделом загса на следующий день после подачи заявления.

Если гражданин Республики Беларусь проживает в Российской Федерации постоянно (имеет паспорт серии РР), то по вопросу получения документа, подтверждающего отсутствие брака в Республике Беларусь, ему необходимо обратиться в Посольство Республики Беларусь либо консульский отдел, расположенный на территории Российской Федерации, где гражданин Республики Беларусь состоит на консульском учете.

Вопрос (январь 2019): Подруга является гражданкой Республики Беларусь, в настоящее время проживает за границей, в Италии. Недавно в Италии она вышла замуж. Интересуется надо ли ставить штамп о заключении брака в белорусский паспорт и какие документы для этого требуются?

Ответ: Да, надо.

Порядок внесения и аннулирования органами загс отметок в документы, удостоверяющие личность регулируется Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29.10.2008 №60 с изменениями и дополнениями.

Согласно данной Инструкции органы загса вносят отметки в документы, удостоверяющие личность граждан при регистрации рождения, заключения брака, расторжения брака, установления материнства и (или) отцовства, усыновления, перемены фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется); при внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния.

В случае регистрации акта гражданского состояния (в вашем случае это регистрация заключения брака) за переделами Республики Беларусь отметку в документ, удостоверяющий личность граждан Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, вносит отдел загса по месту жительства гражданина (место жительства подтверждается отметкой о регистрации в паспорте гражданина), а в документы, удостоверяющие личность граждан Республики Беларусь, проживающих за пределами Республики Беларусь ( если гражданин имеет уже паспорт серии РР) – консульское учреждение, а также дипломатическое представительство Республики Беларусь ( далее - загранучреждение), которое функционирует в этой стране, в случае выполнения им консульских функций.

Для проставления отметки граждане должны предоставить паспорт и документ, подтверждающий регистрацию акта гражданского состояния ( в вашем случае документ о заключении брака).

Согласно абз. 4 и 5 п.4 вышеупомянутой Инструкции документы, выданные компетентными органами иностранных государств для удостоверения акта гражданского состояния, принимаются отделом загса, загранучреждением при наличии легализации в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Разновидностью упрощенной легализации является проставление апостиля на данном документе. Какой компетентный орган страны, в которой был заключен брак, занимается легализацией (проставлением апостиля) необходимо узнать самостоятельно. Рекомендуем обратиться в орган, который производил регистрацию заключения брака.

Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, заверенным нотариально, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах.

Перевод документа на русский язык (или белорусский язык) и нотариальное удостоверение подписи переводчика необходимо сделать в Республике Беларусь.

Если при регистрации заключения брака гражданин Республики Беларусь изменил фамилию (например, взял фамилию супруга или двойную фамилию) и этот факт отражен в документе о заключении брака, об этом будет указано в паспорте, в соответствующей графе отметки. В данном случае, паспорт гражданина Республики Беларусь в течение месячного срока подлежит обмену.

Аналогичный порядок проставления отметок в паспорта граждан Республики Беларусь установлен и в связи с рождением детей за пределами Республики Беларусь. В орган загса должен быть представлен документ о рождении ребенка, оформленный в вышеуказанном порядке.

Вопрос (апрель 2020): Недавно вышла замуж, осталась на своей девичьей фамилии. Если захочу перейти на фамилию супруга, какой порядок ее изменения?

Согласно статье 21 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - Кодекс) при заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии или каждый из них сохраняет свою добрачную фамилию.

Согласно части пятой статьи 21 Кодекса изменение супругами или одним из них фамилии, избранной при заключении брака в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, на фамилию другого супруга, двойную фамилию, состоящую их добрачных фамилий супругов, осуществляется один раз в порядке, установленном для внесения изменений в записи актов гражданского состояния. Изменение супругами или одним из них фамилии в иных случаях осуществляется в порядке, установленным настоящим Кодексом и иными актами законодательства для перемены фамилии, собственного имени, отчества.

В случае, который прозвучал в вопросе, изменение фамилии будет произведено в порядке внесения изменений в запись акта о заключении брака.

Заинтересованному лицу необходимо обратиться в отдел загса либо по месту жительства (место жительства определяется отметкой в паспорте) либо по месту хранения записи акта о заключении брака. При себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство) и свидетельство о заключении брака.

На основании заявления будут внесены соответствующие изменения в фамилию супруги после заключения брака и выдано новое свидетельство о заключении брака. В течение месячного срока заявитель должен произвести обмен паспорта на новую фамилию. При получении свидетельства оплачивается государственная пошлина в размере 1 базовой величины. Срок процедуры, как правило, до 10 дней, если нет необходимости делать запросы на получение каких-либо дополнительных документов.

Вопрос (Февраль 2021): Моя родственница проживает за границей, в Российской Федерации. Вышла замуж в Пинске. Уехала в Россию по распределению. Там и осталась жить. Подошел срок оформления пенсии. Требуется получить справку об изменении фамилии (с девичьей на фамилию бывшего мужа), т.к. брак расторгнут. После развода осталась на фамилии бывшего супруга. Попросила меня заняться данным вопросом. Где необходимо получить такой документ и каков порядок его получения?

Да, действительно, перед достижением пенсионного возраста очень многие женщины обращаются в отделы загсов по вопросу получения документа, подтверждающего изменение ими фамилии.

Надо сразу отметить, что необходимость в таком документе, как правило, возникает у женщин, которые в свое время вступили в брак, изменили фамилию, а в последствие этот брак расторгли. Документом, подтверждающим изменение фамилии, является свидетельство о заключении брака. При расторжении супружеского союза свидетельство изымается органом, в котором брак расторгается (судом или загсом).

Поэтому таким документом будет справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака, в которой будут отражены сведения об изменении фамилии невесты после заключения брака.

Справка выдается отделом загса, в котором на хранении находится запись акта о заключении брака.

Для ее получения заявитель имеет право обратиться непосредственно в отдел загса, в котором хранится эта запись (т.е. где брак заключался), либо в отдел загса по месту своего жительства. В этом случае заявление пересылается в загс по месту хранения записи. При получении заявления орган загса по месту хранения записи изготавливает справку и пересылает в отдел загса по месту жительства для вручения заявителю.

В случае, который озвучен в вопросе, заявитель может обратиться в загс по месту жительства в Российской Федерации, в котором на основании его заявления и в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993г. будет оформлена просьба об оказании правовой помощи, составлена анкета и эти документы будут высланы в адрес отдела загса Пинского горисполкома. При их получении будет изготовлена справка и выслана в адрес загса Российской Федерации по месту жительства заявителя для вручения.

Данный вариант более длителен по времени. Средний срок с момента обращения и получения справки заявителем в Российской Федерации (и наоборот) будет около двух месяцев (с учетом почтового пробега).

Второй вариант: заинтересованное лицо может выдать доверенность на получение необходимого документа любому человеку, которому доверяет. Доверенность должна быть оформлена у нотариуса. При наличии доверенности и своего паспорта доверенное лицо обращается в отдел загса по месту хранения записи и получает вышеуказанную справку. После получения справки самостоятельно высылает ее заинтересованному лицу. В этом случае им может быть использован более скорый способ пересылки или передачи документа.

Проведение переговоров о поставках продукции МСП На страже закона Умный город Гуманитарные проекты Проект SUMCITYNET Указ № 143 "О поддержке экономики" Проект "Здоровый город" Общественные обсуждения О начале осуществления вида экономической деятельности