Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь
I. Общая часть
Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.
Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 № 962 (далее – Доктрина), основывается, в том числе, на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.
Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:
оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80 – 85 процентов, импорта – 15 – 20 процентов;
недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;
критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.
Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.
Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, в том числе:
неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);
импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания.
Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.
Одним из индикаторов экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85 процентов.
Доля реализации организациями торговли товаров отечественного производства по основным группам, определяющим продовольственную независимость государства, за январь-сентябрь 2023 года:
достаточна – по мясу и мясным продуктам (реализация товаров отечественного производства организациями торговли составила 99,7 процента), сахару (99,5 процента), сырам (95,8 процента), маслу сливочному (100 процентов), картофелю (88,2 процента), яйцам (100 процентов), муке (93,7 процента);
недостаточна – по маслу растительному (10,2 процента), фруктам и орехам (12,1 процента), яблокам (53,9 процента), рыбе (11,2 процента), макаронным изделиям (65,9 процента).
Среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года, установленных Доктриной, – снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 14 процентов к 2030 году.
Вместе с тем за январь-сентябрь 2023 года доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 22,1 процента. Высокой остается доля отдельных импортных продуктов в розничном товарообороте организаций торговли: фруктов – 87,9 процента, масла растительного – 89,8 процента, рыбы – 88,8 процента, крупы гречневой – 65,8 процента, сахаристых кондитерских изделий – 47,4 процента, фруктовых и овощных соков – 28,8 процента, макаронных изделий – 34,1 процента.
II. Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины
В целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме МАРТ рекомендует:
1. Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых объектов, обеспечить:
1.1. достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам
2023 года на уровне не ниже 85 процентов;
1.2. размещение и выкладку товаров отечественного производства на торговой площади каждого магазина, павильона, размер которой не менее, чем размер торговой площади, отведенной под размещение соответствующих категорий (подкатегорий) товаров импортного производства, в визуально и физически доступных местах способами согласно приложению к настоящим Рекомендациям;
1.3. размещение в прикассовых зонах магазинов, павильонов преимущественно товаров отечественного производства, за исключением товаров, аналоги которых не производятся в Республике Беларусь;
1.4. обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства информационной надписью «Сделано в Беларуси» или аналогичными способами согласно приложению.
2. Субъектам торговли, реализующим продовольственные товары с использованием сети Интернет, а также собственникам (владельцам) информационных ресурсов, оказывающих субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин, обеспечить:
2.1. наличие в продаже товаров отечественного производства;
2.2. при запросе покупателем конкретного товара обеспечить первоочередное размещение предложений о заключении договора розничной купли-продажи товаров отечественного производства;
2.3. визуальное (информационное) обозначение товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов, электронных торговых площадок (например, цветами Государственного флага Республики Беларусь, белорусским орнаментом и т.п.);
2.4. техническую возможность выборки товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов, электронных торговых площадок по специальному поисковому запросу (например, «производство Беларусь» и т.п.);
2.5. расширение сервисов доставки товаров отечественного производства;
2.6. внедрение мобильных приложений для продажи товаров отечественного производства с использованием сети Интернет.
III. Заключительные положения
Настоящие Рекомендации подлежат размещению на официальном сайте МАРТ и вступают в силу с 15 ноября 2023 г.
Приложение к Рекомендациям по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь
СПОСОБЫ размещения и выкладки товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначения мест размещения и выкладки товаров отечественного производства
Размещение товаров – распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения.
Выкладка – способы расположения, укладки и демонстрации товаров в торговом зале на торговом оборудовании.
Первичная выкладка – расположение товара среди схожих товаров (групп, категорий товаров) других производителей или торговых марок на традиционных торговых площадях – полках, витринах. Эта выкладка всегда приоритетна.
Вторичная выкладка (дополнительные точки продаж) – расположение товара на нетрадиционных торговых площадях (нестандартные конструкции – дисплеи, стойки, корзины, различные «горки» и «пирамиды» из товаров, специальные брендированные стеллажи и др.), которое дублирует выкладку товаров в основном месте продажи. Вторичная выкладка производится из одного товара или из товаров одного производителя.
Указанная норма считается выполненной при размещении и выкладке товаров отечественного производства в торговом зале с соблюдением следующих условий:
ВИЗУАЛЬНО
ФИЗИЧЕСКИ ДОСТУПНЫЕ МЕСТА
ВЫКЛАДКА ТОВАРА
Горизонтальная
Вертикальная
Комбинированная
Дисплейная (дополнительная точка продаж)
Паллетная
Общая
в случае отсутствия в данной категории товаров отечественного производства, места и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта торговли.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь