Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

СВЯТО-ВАРВАРИНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Свято-Варваринский кафедральный собор находится в переосвященном и перестроенном костеле монахов-бернардинцев, которых в 1705 году пригласила в собственное местечко Каролин (пинское предместье) влиятельная чета – гетман ВКЛ Михаил Серваций Вишневецкий и его супруга Екатерина из Дольских. На северной окраине местечка сначала появились деревянные монастырские строения. Костел Михаила Архангела (1712 г.) долгое время был деревянным, а в 1770–86 гг. построена каменная святыня. Лаконичный облик этого безбашенного храма с фигурным фронтоном, пилястрами и полукруглыми нишами на фасаде является характерным для скромных монастырских костелов ордена бернардинцев. Он был примечателен своими «оптическими» алтарями, нанесенными на стены в технике «гризайль». Наряду с иконами и скульптурами в костеле находилось три светских портрета – фундаторов монастыря и костела Михаила и Екатерины Вишневецких и, вероятно, Войцеха Грабовского. Инвентари монастыря сообщают, что в 1802 г. к костелу достроили кирпичную закристию, в 1818 г. упоминается двухъярусная звонница, а в 1828-29 гг. накануне закрытия обители велось строительство монастырского корпуса, которое было прервано политическими событиями, развернувшимися на территории бывшей Речи Посполитой.

После Ноябрьского (Польского) национально-освободительного восстания 1830-31 гг. российские власти удалили бернардинцев из Пинска, монастырь конфисковали и в 1835 г. его костел передали под православную церковь. В 1857 г. в опустевшую обитель бернардинцев перевели пинский женский Варваринский монастырь. Во время реконструкции костела была понижена крыша храма, над ней появилась луковичная глава на граненом барабане, а интерьер утратил первоначальную гризайлевую роспись.

Свято- Варваринская церковь.jpg

В 1874 г. православные монахини покинули Пинск в связи с переводом в Спасо-Преображенский монастырь в Минске, куда были перевезены из Пинска и основные монастырские святыни. В XIX – первой пол. XX века храм был приходским, монастырский корпус некоторое время использовался как городская тюрьма, а после – как больница. Здесь, «в шпиталю на Бернардинской», в 1932 году родился будущий знаменитый польский писатель и журналист Рышард Капустинский. Свято-Варваринский кафедральный собор связан и с важным событием в жизни белорусского классика Якуба Коласа (К.М.Мицкевича) – здесь 16 июня 1912 г. он венчался с Марией Дмитриевной Каменской, о чем сообщает мемориальная доска на соборной колокольне.

Стены главного зального помещения храма покрыты старинными иконами: «Покров» (1732 г.), «Матерь Божия Умиление» (1751 г.), «Три святителя» (1765 г.), «Спас Пантократор» (1776 г.), «Николай Чудотворец» (XVIII в.), «Троица Ветхозаветная» (XVIII в.), икона-феротрон «Воскрешение Лазаря» (XVIII в.), «Житие святых Екатерины и Анны» (XIX в.). Самый древний и известный образ храма – «Матерь Божия Одигитрия Иерусалимская» датируют XVI в. Его цветовая гамма, силуэтность и духовное единство образов Богоматери и Иисуса напоминают иконы великого иконописца Дионисия. Торжественность и гармония здесь неотделимы от ощущения печали и тревоги, которые усиливают, представленные в верхних углах иконы ангелы, поддерживающие платами символы будущих мучений Христа…

Свято-Варваринский собор – памятник архитектуры барокко XVIII века – достойно несет статус старейшего православного собора столицы Полесья.