Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

КОСТЁЛ КАРЛА БАРОМЕЯ

Костёл Карла Баромея, похожий на миниатюрную крепость, – это не только памятник барокко XVIII в., но и единственная на территории ВКЛ святыня «монахов-коммунистов». В 1695 году по приглашению маршалка Яна Кароля Дольского, владельца замка и основателя пинского предместья Каролин, в Пинск из Италии прибыли представители ордена ксендзов светских, живущих коммуной, где все имущество, которым пользовалась братия, вплоть до чашки и ложки, было общим. Их сокращенно называли «монахами-коммунистами», а также «бартоломитами» – по имени основателя этого религиозного сообщества Бартоломео Хольцхаузера или «фиолетками» – за фиолетовое облачение исповедальников. Деятельность ордена была направлена на религиозное воспитание молодежи и подготовку ее к духовному поприщу.

КОСТЁЛ КАРЛА БАРОМЕЯ .jpg

Маршалок ВКЛ Ян Кароль Дольский и его супруга Анна пожертвовали на строительство монастыря 50 тысяч злотых. После этого первоначально монастырь и костел были деревянным, а в 1770 – 1782 гг., благодаря значительным пожертвованиям гетмана Великого княжества Литовского Михаила Казимира Огинского, Адама и Юзефа Протасевичей храм был отстроен из кирпича. В облике этой святыни, напоминающей миниатюрную крепость, соединились суровая простота оборонного зодчества и пластичность стилистика барокко. Удивительно, как архитекторам при столь небольшом объеме удалось добиться впечатления монументальности, которое производит это культовое здание. Костел в основном завершили в 1782 г. и спустя два года в 1784 году торжественно освятили под титулом «Кароля Баромеуша» (Карло Борромео (1538 -1585)) – кардинал и святой католической церкви, один из самых видных деятелей контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов). Помимо костела монастырь ксендзов-коммунистов включал еще целый ряд построек: звонницу, жилой дом, кухню, столовую, зернохранилище, пекарню, погреб, конюшню, каретную, хлев, колодец. Позднее через дорогу от монастыря был построен «больничный дом».

В конце XVIII века обитель ксендзов-коммунистов пришла в упадок, а в 1836 году их деятельность в Пинске прекратилась. Поступали предложения превратить костёл в лютеранскую кирху для купцов из Кёнигсберга, которые наведывались в Пинск. В 1860 году храм переосвятили под именем Святой Троицы. После закрытия монастыря его костел стал приписным, а с 1912 г. считался филиалом костела Вознесения Пресвятой Девы Марии. В нем было пять алтарей: главный с распятием Иисуса Христа, отделенный от молитвенного зала деревянной балюстрадой, и боковые – Св.Карла Баромея, Св.Барбары, Пресвятой Девы Марии, Св.Петра. Главный алтарь представлял собой 6-колонный портик. Его колонны были раскрашены золотыми и серебряными полосами, которые чередовались, создавая спиралевидный рисунок, словно ствол каждой колонны был обвит цветными лентами. Слева от главного алтаря, как и сегодня, находилась дверь, ведущая в закристию. В интерьере находилось много элементов, украшенных деревянной резьбой и ценных предметов, а в плебании хранился портрет Яна Кароля Дольского, к сожалению, впоследствии утраченный.

В эпоху воинствующего атеизма храму суждено было уцелеть, он действовал до 1960 г. Побывавший в то время в Пинске белорусский писатель Владимир Короткевич назвал этот костёл «барокавай цацачкай» («барочной игрушечкой»), но ещё много лет после закрытия святыни она пребывала в запустении… Прошло более 200 лет с момента возведения, а снаружи костёл почти не изменился. Как и прежде он напоминает миниатюрную крепость, способную выдержать любой штурм. Стены храма отличаются особой мощью, их толщина местами превышает два метра. Боковые стены прорезаны небольшими арочными проёмами и расчленены лопатками. Немногочисленные элементы барочного декора (пилястры, ниши, пояски, обрамления окон и др.) использованы главным образом в колокольне, накрытой шатровой крышей. Внутри колокольни – винтовая лестница с отполированными за долгое время своего существования ступенями – по ним ступали первые на Полесье «коммунисты»…

В 1990-е годы бывший костёл засиял новыми витражами и наполнился волшебными звуками электронного органа, благодаря чему здесь каждый месяц проходят концерты органной музыки. С 2000 года при концертном зале работает городской камерный оркестр. Под этими сводами выступали известные мастера сцены: Борис Штоколов, Наталья Гайда, Ксения Погорелая, Константин Шаров и др.

В интерьере концертного зала постоянно размещаются выставки профессиональных и самодеятельных художников. За время своего существования концертный зал стал признанным центром культурной жизни Пинска.