Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Рассылка новостей

Вопрос-ответ

Вопрос: В рамках оптимизации структуры государственных органов работники, обеспечивающие деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выводятся из категории государственных служащих.

Разъясните, пожалуйста, порядок расчета среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Ответ. На основании Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция), исчисление среднего заработка, сохраняемого в случаях предусмотренных законодательством, производится из заработной платы, начисленной работнику за работу, обусловленную трудовыми договорами с нанимателем, и с учетом Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, который является приложением к Инструкции.

Согласно пункту 4 Инструкции средний заработок, сохраняемый за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с получением образования) отпусков, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск (далее – отпуск (выплата компенсации)) исчисляется исходя из заработной платы, начисленной за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты компенсации), независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск (выплачивается компенсация).

Следовательно, если работник, обеспечивающий деятельность и техническое обслуживание государственного органа уходит в отпуск (выплачивается компенсация):

в сентябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за период работы с сентября 2016 г. по август 2017 г.;

в октябре 2017 г., ноябре 2017 г. и т.д., то принимается заработная плата, начисленная ему за период работы с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г., с ноября 2016 по октябрь 2017 г. соответственно и т.д.;

Для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством средний заработок исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за два календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала выплат по среднему заработку (увольнению работника).

Следовательно, если работник, обеспечивающий деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выполняет государственные и общественные обязанности (увольняется) либо отсутствует на работе по иной причине в соответствии с законодательством:

в сентябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за июль-август 2017 г.;

в октябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за август-сентябрь 2017 г.

При этом согласно пункту 31 Инструкции, если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок (окладов) работников или тарифных ставок первого разряда, исходя из которых рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников, и (или) расчетных должностных окладов (должностных (тарифных) окладов) работникам государственных органов, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производится с применением поправочных коэффициентов.

В соответствии с пунктом 33-1 Инструкции в случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, в организации изменилась система оплаты труда или работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях, то исчисление поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после изменения системы оплаты труда, должности (квалификации).

Таким образом, когда работники, обеспечивающие деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выводятся из категории государственных служащих, то соответственно изменяются и должность работников и система оплаты их труда.

Соответственно, корректировка начисленной заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка работникам, обеспечивающим деятельность и техническое обслуживание государственного органа, на поправочные коэффициенты должна осуществляться пропорционально отработанному времени до и после изменения должности (системы оплаты труда).

Учитывая изложенное, заработная плата, принимаемая для исчисления среднего заработка в месяцах:

когда работник являлся государственным служащим, будет корректироваться на поправочный коэффициент, исчисленный из базового оклада, установленного в месяце, предшествующем месяцу его вывода из категории государственных служащих;

после его вывода из категории государственных служащих, на поправочный коэффициент, исчисленный исходя из тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством для оплаты труда работников бюджетной сферы.

 

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, как будет исчисляться стаж работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 334 (далее – постановление № 334).

Необходимо ли пересчитывать стаж работы в отрасли лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятых на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов.

Правомерно ли при установлении повышения тарифных ставок (окладов) работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственного органа, учитывать периоды работы в:

1) государственных органах (государственных организациях) на должностях, не относящихся к государственным или осуществляющим обеспечение его деятельности и техническое обслуживание;

2) централизованных бухгалтериях, созданных при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах, а также учреждениях социально-культурных отраслей бюджетной сферы;

3) подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством) и иных организациях при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах;

4) бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа.

Ответ. До вступления в силу постановления № 334 работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечение деятельности государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли осуществлялось в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным постановлением Министерства труда от 12 января 2000 г. № 4 (далее – Положение).

При исчислении стажа работы, указанной категории работников государственных органов, учитывались периоды работы на любых должностях в государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях, а также иные виды деятельности, включаемые в стаж государственной службы при занятии государственных должностей в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в том числе на должностях, связанных с техническим обслуживанием и обеспечением деятельности.

При этом периоды работы в централизованных бухгалтериях, подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством), а также бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа, не учитывались.

Постановлением № 334 порядок исчисления стажа работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, существенно не изменился.

Вместе с тем уточнены периоды, включаемые при исчислении стажа работы в отрасли, а именно:

1) периоды работы (военной службы, службы) в государственных органах;

2) иные виды деятельности, предусмотренные пунктом 8 Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы», в том числе периоды работы, связанные с выполнением трудовых функций по обеспечению деятельности и техническому обслуживанию государственных органов;

3) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставляемого работнику в период его работы (военной службы, службы) в государственных органах.

Под периодами работы в государственном органе подразумеваются:

1) государственная служба, т.е. профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов;

2) военная служба (служба) в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь, и военизированных организациях;

3) работа на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа.

В соответствие со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственному органу относится образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

На основании изложенного, лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятым на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, которым установлено повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли в соответствии с пунктом 6 Положения, стаж работы не пересчитывается.

Лицам, переведенным с государственных должностей, а также лицам, вновь принятым на работу в государственный орган, после проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, на должности работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли будет производиться в соответствии с постановлением № 334.

 

Вопрос: Какой порядок оплаты за работу в ночное время? 
Ответ: Согласно статье 70 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника. Так, наниматель обязан оплатить в повышенном размере ночные часы (с 22 часов до 6 часов) или все часы ночной смены. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 процентов приходится на ночные часы. Доплата за каждый час работы в ночную смену может производиться только при соблюдении следующих условий: 
- работнику установлен сменный режим работы; 
- продолжительность рабочей смены не превышает 12 часов; 
- более 50 процентов рабочего времени в смену приходится на ночное время (с 22 часов до 6 часов). 
Если смена не является ночной сменой, то доплаты производятся только за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов).

Вопрос: В организации установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, трехдневной – понедельник, вторник, среда). В случае привлечения к работе работника в четверг или пятницу, будет ли являться работа в указанные дни работой в выходные дни? 
Ответ: Согласно статьям 136 и 137 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на выходные дни имеют все работники и могут использовать их по своему усмотрению. 
При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день. Общим выходным днем для всех является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Согласно статье 118 ТК при неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю. Таким образом, если в организации с пятидневной рабочей неделей работникам установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, понедельник, вторник, среда), то выполненная ими в отдельные нерабочие дни (четверг, пятница) работа в пределах рабочего времени, определенного с учетом норм статей 112-117 ТК, не является работой в выходной день. Следовательно, оплата ее производится в соответствии с нормами статьи 290 ТК.

Вопрос: Необходимо ли изменить размеры базовых и фиксированных окладов руководителей коммерческих организаций, установленных в их контрактах в зависимости от среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности, в связи с изменением с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011? Что понимается под соответствующим видом экономической деятельности? 

Ответ: Согласно пунктам 3 и 5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности предусмотрено установление базового или фиксированного оклада руководителю организации. На основании положений Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» и постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» данные по показателю среднемесячная заработная плата являются статистическими данными. Согласно пункту 1 Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКРБ 005-2011), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, статистические данные по видам экономической деятельности собираются и представляются в соответствии с ОКРБ 005-2011. Классификация видов деятельности в ОКРБ 005-2011 выполнена по иерархической системе с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы). Основным видом деятельности организации является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости организации. Для определения основного вида деятельности организации, осуществляющей многопрофильную деятельность, используется нисходящий метод последовательного определения классификационной группировки, к которой относится деятельность организации, начиная с определения группировки верхнего уровня классификации – секции и заканчивая определением группировки самого низкого уровня классификации – подкласса. Учитывая изложенное, под соответствующим видом экономической деятельности в целях установления размера базового (или фиксированного) оклада руководителю организации следует понимать вид экономической деятельности любого уровня классификации (секции, раздела, группы, класса, подкласса), к которому относится основной вид экономической деятельности организации и по которому имеются статистические данные о среднемесячной заработной плате. С 1 января 2016 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 48 внесены изменения в ОКРБ 005-2011. В этой связи изменение основного вида экономической деятельности организации вследствие изменения с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011 обусловлено изменением законодательства. Следовательно, условия контрактов руководителей организаций, в части формирования размера базового (или фиксированного) оклада в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, должны быть приведены в соответствие с новой классификацией видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, введенной в действие с 1 января 2016 года. Уменьшение размера базового (или фиксированного) оклада руководителя организации, вследствие изменения осуществляемого организацией основного вида экономической деятельности согласно новой классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, не будет являться изменением существенных условий труда, так как оно обусловлено изменением законодательства, а не решением нанимателя.

Вопрос: Как осуществляется выплата надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 учителям, работающим с недельной педагогической нагрузкой менее установленной нормы (т.е. 8, 12 часов в неделю)?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда от 21.01.2000 № 6 на выплату надбавок за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ направляются выделенные из бюджета средства в размере 10 процентов планового фонда заработной платы работников учреждения образования, который формируется, в том числе из окладов (ставок) педагогических работников с учетом их педагогической нагрузки. При этом размер указанной надбавки не может превышать 50 процентов оклада (ставки) конкретного работника.
Статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что заработная плата (в том числе и оклад, как элемент заработной платы) выплачивается с учетом фактически отработанного времени.
Исходя из изложенного, наниматель самостоятельно определяет порядок и условия выплаты указанной надбавки работникам, в том числе учителям, имеющим педагогическую нагрузку менее установленной нормы, с учетом отработанного времени.

Вопрос: Как исчисляется тарифный оклад и повышения тарифного оклада по должности заведующего здравпунктом из числа средних медицинских работников?

Ответ: Исчисление тарифных окладов и определение размеров их повышений по одному или нескольким основаниям по должностям заведующих здравпунктами, профдезотделами и другими структурными подразделениями, из числа медицинских работников со средним специальным медицинским образованием, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 и пунктом 4 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6.

Вопрос: Какие выплаты могут быть произведены руководителю государственной коммерческой организации, как иные выплаты, предусмотренные законодательством?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, руководителям государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, могут производиться иные выплаты, предусмотренные законодательством. К иным выплатам, предусмотренным законодательством, относятся выплаты, производимые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Данные выплаты производятся на основании положений и в размерах, определенных нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь определены в статье 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон), к числу которых относятся постановление, инструкция, приказ республиканского органа государственного управления. При этом согласно статье 3 Закона правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

Вопрос: Как оплачивается работа в праздничный день работнику, занятому по графику сменности с суммированным учетом рабочего времени, с продолжительностью смены 12 часов. Учитываются ли при расчете сверхурочных работ часы, отработанные в праздничные дни по норме рабочего времени, установленной графиком сменности?

Ответ: В соответствии со ст. 69 ТК за каждый час работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам с повременной оплатой труда производиться доплата не ниже часовых тарифных ставок (окладов). Таким образом, за работу работнику должна быть начислена заработная плата в размере часовой тарифной ставки за 12 часов с учетом установленных для данного работника ЛНПА выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Дополнительно работнику производится доплата в размере, установленном ЛНПА, но ни ниже часовой тарифной ставки (оклада) за 12 часов работы. Что касается расчета количества часов сверхурочной работы, то сверхурочно отработанное время определяется как время, отработанное сверх запланированного графиком сменности. Часы работы в праздничный день, которые запланированы в графике сменности, сверхурочными не являются.


    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь       

 

                      
При использовании материалов сайта 
прямая ссылка на www.pinsk.gov.by обязательна.
Разработка:БизнесПрограммы